Леонид Костюков против Гарри Поттера
К ДК им. Кирова отношение ностальгическое. Здание с осыпающейся штукатуркой и подгнившим потолком отсылает к временам юности наших бабушек, которые танцевали там под Утесова. Или собирались в литкружок, чтобы с пафосом читать Рождественского. ![]() Несколько часов подряд Леонид Костюков общался с разновозрастной аудиторией. Необязательно было спрашивать о том, о чем должно сметь свое суждение иметь. Готовых ответов не было у Костюкова. Только предположения. Но эти предположения интриговали. — Знаете, Леонид, хожу по книжным магазинам и не понимаю ничего. Для кого пишет писатель? Для широких народных масс или для кучки интеллектуалов? Я про настоящего писателя спрашиваю. — Писатель пишет ни для кого. — В смысле? — Показательна в этом отношении литературная премия «Дебют». Ее авторы напоминают мне тех, кто учится ездить на велосипеде. Допустим, уже научились, но не настолько, чтобы показывать понты. В момент езды велосипедист не думает, как он выглядит, но изящен и естественен, как пантера, которая не позирует для телепередачи «В мире животных». У премии «Дебют» авторы еще молоды и пишут без оглядки на читателя. Из этого может получиться настоящая литература. — А в редакциях журналов на кого оглядываются, как вы считаете? У нас в Новосибирске есть один толстый журнал. Нет, даже два. А у вас их тьмы, и тьмы, и тьмы. И никакого резонанса! — Власть этих журналов над читателем падает. В частности, власть «Нового мира» упала в сотни раз. Напыщенная позиция толстых журналов вызывает смех. Сегодняшние тридцатилетние авторы в толстые журналы не заходят, они из их жизни выпали. Они читают лекции, висят в сети, выпускают книги, а толстые журналы считают, что это не их авторы, раз они не заходят к ним. Но толстые журналы не правы, а эти авторы правы. — А что вы думаете о детской литературе? Почему пала популярность Винни–Пуха? С другой стороны, с появлением «Гарри Поттера» наши дети стали самыми читающими детьми в мире! — Страсть к «Гарри Поттеру» — это чудовищное падение вкуса. Не знаю, что делать с детьми в этом случае, — может быть, пороть? Дети и подростки — идеальные потребители. Никакой вменяемый взрослый не купит для себя того, что он покупает своим детям. И родители, и дети думают, что это им нужно, но ни тем, ни другим это не нужно. В этом проявляется не потребность детей в чтении, а их тяга к модному. Почему люди читают книги? Организму требуется некий витамин. «Гарри Поттер» — явление моды, означающее, что детям нужен не витамин, а жвачка, поп–корн. — Так этой жвачки и на взрослых полках навалом. Уж не знаю, радоваться мне или как: я до сих пор не прочитала Дарью Донцову! Вы не знаете, она очень богатая? — Донцова получила с продажи изданных книг раз в 30 больше, чем достойна, но, если учесть прибыль, ее кинули. — Да вы что! — Все большие издательства непрозрачны. Дарья Донцова не знает каким тиражом вышли ее книги. Один писатель провел мощный эксперимент (этот человек воевал во Французском легионе, биография у него богатая). Под конец жизни он написал авантюрный роман и отнес в издательство «Эксмо». Спросил, каковы условия выпуска книги, выслушал, не согласился с этими условиями. Занял денег и издал книгу за свой счет. Для распространения зашел в десять магазинов, семь из них были связаны мафиозными обязательствами с издательствами: книг со стороны не принимать. Он отдал тираж в три оставшихся магазина. Если бы он подписал договор с издательством, то получил бы триста долларов. А так его доход составил три тысячи долларов. Это и есть интеллектуальный маркетинг. — Вы как–то классифицируете писателей? — Условно говоря, так: первая категория подстраивается под читателя. Это Дарья Донцова. Вторая творит по принципу «каждый пишет как он дышит». Это Окуджава, Гоголь, Чехов. Третья — это писатели–конструкторы. Читать конструкцию невозможно. Я не могу и не хочу читать «Улисса». Впрочем, Джойс сделал намеренный шаг от читателя. — Есть ли явные признаки, отличающие массовую литературу от настоящей? — В способе связи между писателем и издательством. Если издательство предлагает писателю заключить договор, значит, это литература массовая. А если писатель тыкается по издательствам и получает отказ — это литература настоящая. — Боже мой! Какое чудесное утешение для непризнанных гениев!.. Яна КОЛЕСИНСКАЯ
|
|
технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека |
![]() |
По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите
администратору. © 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены. |