В компании с Пигмалионом и Эзопом
На минувшей неделе в Новосибирске завершились гастроли государственного академического русского Театра драмы имени Лермонтова (Алма–Ата), проведенные в рамках Года Казахстана в России. В 2003 году театр отмечает 70–летие со дня основания, и приезд в Новосибирск стал для театра важным событием. ![]() Спектакли же, привезенные нам алмаатинцами, действительно заслуживали внимания. За две недели их было показано нам четырнадцать (названий всего лишь пять — каждый спектакль повторялся по два–три раза). В жанровом отношении привезенный репертуар порадовал разнообразием — не только комедия, как это сейчас принято, но и драма, и гротескная трагедия, и философская трагикомедия. Приятно удивил спектакль «Пигмалион», поставленный по классической пьесе Бернарда Шоу, на который было даже боязно идти: уж слишком хорошо знакомо это произведение. Однако «лермонотовцам» удалось создать совершенно новое, свежее и праздничное зрелище, от которого и за три часа (столько длится спектакль) невозможно было устать. А как хороша Анастасия Темкина в роли Элизы Дулиттл! Молодая актриса дебютировала этой ролью в театре в 2002 году (ранее на этой сцене блистал ее отец — народный артист Казахстана Лев Темкин). Актерские гены передались по наследству в целости и сохранности, и сегодня можно с уверенностью сказать: этой актрисе подвластно многое, она из тех, кто становится примой. В «Пигмалионе» Темкина показала себя отличной характерной актрисой, а в «Королевских играх» она играет остродраматическую роль и легко управляет эмоциями всего зала, заставляя следовать за всеми нюансами своей игры. Ей–богу, ради одной Анастасии Темкиной можно было пойти на спектакли алмаатинцев! Но я была бы несправедлива, если бы не упомянула и другие достойные имена. Театр имени Лермонтова вообще богат хорошими актерами (это ведь именно оттуда «взялся» Владимир Толоконников, так ярко сыгравший Шарикова в фильме «Собачье сердце»). Среди тех актеров, кто был занят в привезенном в Новосибирск репертуаре, лично меня особенно «зацепили», кроме Анастасии Темкиной, Сергей Погосян, Ирина Лебсак и Сергей Уфимцев. Эти актеры «украсили» спектакли «Эзоп» (режиссер Рубен Андриасян), «Пигмалион» (режиссер Андрей Кизилов), «Королевские игры» (режиссер Андрей Кизилов) и «Мужской род, единственное число» (режиссер Рубен Андриасян). Сергей Погосян и Ирина Лебсак за исполнение своих ролей в спектакле «Эзоп» были удостоены Государственной премии Республики Казахстан, а сам спектакль стал участником Фестиваля русских театров «Встречи в России», проходившего в Санкт–Петербурге. Ирина Лебсак считает роль Клеи — главную женскую роль в «Эзопе» — подарком судьбы, а Сергей Погосян уверен, что искренность — это главный козырь, именно она является «высшим пилотажем» в актерской профессии. Он играл своего героя с «искренностью чувств», а потому его Эзоп получился таким трогательным, таким ранимым, несмотря на внешнюю хладнокровность и невозмутимость. Я невольно сравнивала игру этого молодого артиста с игрой прославленного Армена Джигарханяна, сыгравшего Эзопа в известном телефильме, и ловила себя на том, что Эзоп Погосяна не такой «толстокожий», как у Джигарханяна, и поэтому не такой уж неуязвимый. И мое зрительское сердце рвалось от любви и сострадания к этому — уродливому и прекрасному — Эзопу. И уж как тут было не понять жену философа Ксанфа Клею, так безрассудно и страстно влюбившуюся в Эзопа! Спектакль, рождающий такие сильные чувства (а не только смех), — явление, достойное уважения. Да и на «Пигмалионе» смех тоже имел «интеллектуальную подкладку» благодаря качественному драматургическому материалу (Бернард Шоу — классик как никак!) и умной режиссуре. Не было у Андрея Кизилова намерения только повеселить и развлечь зрителя, а потому между взрывами смеха зрители успевали еще и кое–что понять о себе и о жизни. Музыкальные же вставки, которые можно назвать «элементами мюзикла», когда артисты брали микрофоны в руки и выходили на авансцену для сольного номера, в эстетическом плане украсили спектакль, а главное, стали своего рода метафорами и сработали на создаваемые образы. Словом, «Пигмалион» удался на славу, «Эзоп» не разочаровал, «Королевские игры» и «Иванов» достойно представили театр. А вот комедия «Мужской род, единственное число» вызвала некоторое недоумение. И пусть эти замечания будут весьма субъективными, я позволю себе их высказать. Если говорить коротко, то впечатление свелось к слову, которое было мной услышано, когда я покидала после спектакля зрительный зал. Один из зрителей на вопрос своей спутницы: «Ну как спектакль?» ответил: «Тяжеловато». Увы, я чувствовала то же самое. И это после просмотра спектакля по легкой и пикантной французской пьесе, рассказывающей о том, как женщина сменила пол и спустя 20 лет явилась навестить свою семью, которая все это время ничего о ней не знала. Казалось бы, фейерверк смешных ситуаций обеспечен. Но статичная тяжеловесная режиссура и актеры, пафосно произносящие свои монологи, уводили память куда–то в дальние дали, где существовали идеологически выдержанные спектакли про партию или производство, но никак не про трансвеститов. Думается, что режиссер просто ошибся в выборе пьесы. Так бывает, когда автор и режиссер разной «группы крови». Кроме того, по свидетельству самого Рубена Андриасяна, «эта пьеса о том, что нормальные хорошие любящие люди вдруг завязли в собственной глупости. И не могут выбраться». Режиссер хотел, чтобы после просмотра спектакля зритель понял, что «надо быть умнее». Но авторы–французы явно не рассчитывали на такой эффект, желая просто позабавить зрителей. И вправду, в чем тут глупость героев спектакля? Или в том, что Мария–Луиза, ставшая Фрэнком, желает узнать, как поживает ее сын? Или в том, что «она» открыла тайну мужу Альберу? Или в том, что она вообще из женщины превратилась в мужчину? В этих дебрях можно запутаться, и если режиссер предполагал разбираться во всем этом всерьез, то, возможно, это и утяжелило спектакль, войдя в противоречие с весьма поверхностным и не претендующим на столь глубокомысленное прочтение сюжетом. Впрочем, публика дружно смеялась, и со спектакля никто не ушел, хлопнув дверью. А значит, это всего лишь частное мнение, которое не способно стать «ложкой дегтя в бочке меда». Гастроли «лермонтовцев» закончены, и было бы неплохо, если бы они повторились в ближайшем будущем, пройдя уже на аншлагах. Все же наш зритель слишком поздно «распробовал» этот театр и не успел вовремя разобраться что к чему. P.S. Год Казахстана в России продолжается: 26 августа в ДК «Академия» и 27 августа в Большом зале филармонии состоится концерт Карагандинского симфонического оркестра. Музыканты сыграют не только классику — сочинения Моцарта, Бетховена и Сен–Санса, но и произведения казахских композиторов. Людмила СМИРНОВА
|
|
технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека |
![]() |
По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите
администратору. © 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены. |