Миллиард на лечение
Новосибирский государственный академический театр оперы и балета (НГАТОиБ) — наша гордость. Он и архитектурный символ мегаполиса, и Большой театр Сибири, и предмет чрезвычайно оживленных дискуссий по поводу капитального ремонта здания, становящегося практически бесконечным... «Мы оперу, мы оперу, мы очень любим оперу»
![]() Одним из явных бесспорных признаков наличия такового скандала может считаться коллективное заявление от ряда общественных организаций, деятелей культуры и депутатов на имя заместителя генерального прокурора РФ Валентина Симученкова. В заявлении, в частности, говорится: «В адрес Контрольно–счетной палаты РФ в апреле 2002 года новосибирские ученые и представители сфер культуры обращались с просьбой провести ревизию целевого и эффективного использования средств, выделяемых государством на ремонтно–реставрационные работы здания НГАТОиБ, являющегося памятником архитектуры федеральной категории охраны. К сожалению, действенных мер по устранению нарушений, указанных в письме заявителей, принято не было. На сегодня израсходованные средства достигли отметки ![]() Главное действующее лицо в обличительном процессе капремонта — доктор наук Геннадий Чибряков, представляющий коллектив академии безопасности, обороны и правопорядка «Возрождение Сибири». Он резонно замечает, что если купол свалится на головы трудящихся, то от краснобайства нынешних реставраторов никому легче не станет. А свалиться он может потому, что имеются трещины в конструкциях. Его сложность в том, что он усечен в местах сопряжений со сценической коробкой. Он изначально несимметричный, смоделированный как свободно лежащий на опорном контуре, и чем больше его вес — тем выше сейсмическая опасность. Ведь аквапарк в Москве тоже строили профессионалы, и никто не думал, что он рухнет, а теперь со столь же умным видом тарахтят про ошибки... ![]() И кто бы сейчас ни пыжился, болтая про свой профессионализм и высокое качество работ, факт — налицо. Купол, отремонтированный в 1994 году (через полвека после сдачи театра в эксплуатацию), не простоял и десяти лет. Не требуется большого ума со специальными знаниями, чтобы понять суть происходящего. Понятно и возмущение г–на Чибрякова: как можно было допустить, что сейчас под обрешетку в качестве подстилающего слоя загнали дорогостоящий алюминиевый сплав, используемый при изготовлении фюзеляжей самолетов?! Решето сделать хотели? Получилось — металл весь в дырках, а под ним — еще один такой же деревянный слой, который давно сгнил. И который десять лет назад должны были заменить новым, но не заменили, хотя в бумагах написали, что доски применялись новые. Как считаете, когда на один слой накладывается второй такой же, конструкция утяжеляется или нет? А если вам какой суперпрофи заявит, что это делается для облегчения конструкции, что вы о нем подумаете? Чтобы было понятнее и образнее, Чибряков задает вопрос иначе: вы на себя два костюма сразу наденете? И сам себе отвечает: надеть два костюма одновременно может или не совсем здоровый человек, или вор. А вы как думаете? Впрочем, как бы вы ни думали, а процесс пошел, скандал разгорается, а вы будете в числе первых, кто сможет узнать о его развитии. А главное — о судьбе нашего лучшего здания... Виктор АНТРОПОВ На крыше театра все спокойно
Специалисты, осуществляющие работы по реставрации, ремонту и реконструкции Большого театра Сибири, провели с новосибирскими журналистами экскурсию по всему зданию. Засекреченных объектов в театре не обнаружено. Самым впечатляющим событием маршрута оказалось восхождение на купол — по своим размерам третий купол в мире. ![]() Восхождение к куполу было сделано из подвала, ставшего первым пунктом экскурсионного маршрута. Региональный директор компании «Моссиб» Виктор Матвеев показывает площадку, где до конца 60–х годов размещалась котельная, и коридор, откуда давным–давно убрали рельсы — по ним подавался уголь и вывозился шлак. Комната без окон, куда привел этот коридор, совершенно пустая и голая. Через год здесь заработает костюмный гардероб. «А что касается вопросов про тайные подземные ходы, то никаких катакомб здесь нет и не было», — развеивает Виктор Семенович слухи о подземной жизни театра. Из мрачного подвала выбираемся в зрительный зал. Ложи не блещут. Люстра на реставрации. Идет замена несущих конструкций и механизма подъема. По свидетельству специалистов, была нарушена вообще вся инженерия зала и сцены, не существовало даже грамотного плана эвакуации зрительного зала. Ряды кресел стояли слишком близко друг к другу, что противоречило правилам пожарной безопасности. «Мы все сидели на пороховой бочке», — прокомментировал ситуацию главный технолог проекта Олег Мельников. Кресла вывезены на реставрацию в Санкт–Петербург. На их месте громоздится строительная арматура. Металлические трубы поднимаются до самого потолка, висящего на 460 стержнях. Там художники восстанавливают уникальную роспись. Они запросто могут поздороваться с античными богами, в окружении которых работают, — правда, тем не до того. Фигуры реставрируются на месте, без демонтажа: необходимо устранение микротрещин и восстановление из сепарированного гипса утраченных элементов. Олег Мельников обращает внимание журналистов на участок, забранный чехлом: «Здесь будет светозвукоаппаратная, оборудованная по последнему слову техники. Раньше ею считалось маленькое окошечко. Звукорежиссер ничего не слышал, художник по свету ничего не видел». И дальше он рассказывает о будущем театра: системе видеопроекции, системе технологического телевидения с 12 камерами, стеклянном акустическом козырьке, шведском звукопоглощающем материале экафон... Канет в Лету пресловутая акустическая яма, из–за которой, как утверждает Олег Васильевич, зал Сибирского Колизея считался самым плохим в Европе залом по акустике. «Театром это здание никогда не было, — говорит он. — Ведь и строилось оно не как театр. Только сейчас предпринимается попытка превратить его в музыкальный театр, отвечающий всем профессиональным параметрам». Зал отделен от сцены противопожарным занавесом весом в 37 тонн, сделанным в прошлом году. Если привести сюда экскурсанта с завязанными глазами и снять повязку, он ни за что не догадается куда попал. Все пространство сцены напоминает цех гигантского комбината: бетонные стены, семь лестничных пролетов общей высотой 33 метра, металлический гул. Демонтировано все сценическое оборудование, прослужившее 60 лет, в том числе ветхие скрипучие лебедки 37–го года выпуска; начат монтаж современных конструкций. С высот колосниковой решетки огненными шарами сыпятся искры. Поднимаешь голову и сознаешь, что там и расположен знаменитый купол, вокруг которого не утихают страсти. ![]() Ремонт купола вышел на стадию завершения. По словам Виктора Матвеева, была проделана тщательная работа по устранению опасности, которую купол представлял многие годы. Специалисты «залечили» мелкие трещины, которые начали образовываться с самого начала эксплуатации здания, упрочили поверхностный слой бетона, сняли износившиеся теплоизоляционные и гидроизоляционные материалы, заменив их сверхсовременными. Тем самым была облегчена нагрузка на скорлупу купола со 120 килограммов до 40 килограммов на квадратный метр. Кроме того, упорядочены нагрузки снизу. «Возврата назад нет», — подытожил эту экскурсию Виктор Матвеев. Второго аквапарка не будет?
Представители подразделений и структур, участвующих в реконструкции Новосибирского театра оперы и балета, на пресс–конференции 8 октября донесли до сведения общественности, как обстоят дела на сегодняшний день. Большой зал «ровесника победы» впустит зрителей в день своего 60–летия. Исследования, проводимые специалистами в НГАТОиБ с 1986 года, показали, что дальнейшая эксплуатация здания не соответствует техническим и инженерным требованиям. По результатам этих исследований был разработан проект, прошедший неоднократную экспертизу и утвержденный приказом Минкульта от 20 мая 2003 года. 14 апреля компания «Моссиб», выигравшая тендер, приступила к основной части работ, которую обязуется закончить в сжатые сроки к 60–летию Победы. «Сложность, с которой мы постоянно сталкиваемся на различных объектах, заключается в том, что при внешней роскоши здания внутри оно оказывается абсолютно ветхим, запущенным и опасным для эксплуатации», — говорит главный инженер проекта Олег Криворотенко. Концепция проекта, с одной стороны, предполагает сохранить исторический облик памятника архитектуры, одновременно устранив накопившиеся за 60 лет дефекты; с другой — привести весь технический комплекс к мировым стандартам. «Художественные возможности театра вступали в противоречие с техническими возможностями», — не раз подчеркивал директор театра Борис Мездрич. «Моссиб» — единственная строительная компания, которая имеет аккредитацию в ООН. Она обладает обширным строительным опытом: реставрация и реконструкция генконкульства РФ в Стамбуле, фасадной части «Гранд–отеля» Парижа, строительство комплекса посольства в Астане. Принцип деятельности этой организации — проводить работы, не прекращая эксплуатации здания. Благодаря чему НГАТОиБ начал сезон 14 сентября в уже отремонтированном ранее концертном зале. Яна КОЛЕСИНСКАЯ
|
|
технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека |
![]() |
По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите
администратору. © 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены. |