Мастера с большой дороги

Загадочное слово «фэцит» в вольном переводе с латыни означает «сделал мастер».

Это слово ставили перед своей подписью на картинах мастера–художники. Звезда «Фэцита» взошла на новосибирском небосклоне в апреле 1997 года в виде общества с ограниченной ответственностью. За неполные семь лет фирма утвердилась в строительной отрасли Новосибирска, главным образом по части ремонта и строительства автодорог.
Происхождение фирмы довольно туманно, поскольку возникло это предприятие не у нас, а в Кемеровской области. Впрочем, публикация в кузбасском выпуске «Московского комсомольца» (N№28 от 9 июля 2003 г.) проливает свет на стремительный взлет новоиспеченного предприятия. Приведем цитату из статьи.
«Больше чем на 10 млн долларов была закуплена импортная техника для строительства и ремонта автодорог в свое время по распоряжению тогдашнего губернатора Кемеровской области Михаила Кислюка. За деньги небогатого бюджета, который тогда лихорадила скачущая инфляция...
Наверное, не стоит за давностью лет раскапывать причины, по которым областное дорожное имущество импортного исполнения год за годом с редкостной настойчивостью отдавалось в аренду фирмам Пошепчинского — «Фэцит», «Автострой», «Сибирские дороги». В то же время кузбасские муниципальные ДРСУ ремонтировали дороги по старинке, с помощью перфоратора да лопаты. А в это время Пошепчинский осваивал трудовые фронты Новосибирска».
Судя по публикации в «МК», ушел «Фэцит» из Кемерово со скандалом, что не помешало ему успешно обосноваться в Новосибирске. Упомянутый в статье г–н Пошепчинский уже давно в Москве, а в Новосибирске дорожным предприятием рулит г–н Мороцкий. Постепенно «Фэцит» стал брать все большие объемы работ, поглощая обанкротившиеся дорожные предприятия. К сегодняшнему дню в Новосибирске «Фэцит» держит львиную долю рынка дорожных работ.
Просматривающаяся тенденция монополизации рынка ни к чему хорошему привести не может. Со временем, по мере увеличения заказов, к качеству работ этого подрядчика городские власти стали предъявлять серьезные претензии. Дошло до того, что на некоторые объекты «Фэцит» возвращался вновь и устранял свои огрехи. Тем не менее по сей день предприятие остается стратегическим партнером мэрии.

На чужом катке в финансовый рай

Успешное закрепление на местном рынке пришлого предприятия — это лишь видимая часть айсберга. Речь пойдет о характере отношений с «товарищами по оружию» — строительными организациями, которым «посчастливилось» совместно поработать с «Фэцитом». Среди дорожных организаций Новосибирска «Фэцит» приобрел своеобразную репутацию благодаря «новаторским» методам ведения бизнеса и выполнения взятых на себя обязательств. Приведем несколько примеров.
Пример первый. Действуя через свое дочернее предприятие — ЗАО «Автодорстрой», «Фэцит» заключил договор с ООО «Трансстрой–Сибирь» на отсыпку площадок под кусты скважин на Верх–Таркском месторождении нефти. Неоплаченный долг субподрядчику за выполненные в 2002 — 2003 годах составил 1,3 млн рублей. О добровольном возврате долга наши «герои» и не помышляют. Вынужденное обращение в арбитражный суд является единственной надеждой на возврат долга.
Нужно отметить, что совместно с «Трансстрой–Сибирь» на Верх–Таркском месторождении на условиях субподряда работала спецтехника еще одной организации — ОАО «Трансстроймеханизация». После прекращения расчетов за выполненные объемы работ с «Трансстрой–Сибирь» пострадало и это предприятие, недополучив 1,1 млн рублей.
Пример второй. По той же схеме и через ту же свою фирму действовал «Фэцит» и по другому договору — об аренде дорожно–строительного комплекса ООО «Транстрой–Сибирь». Полтора года бульдозеры, катки и другая дорожная техника работали на реконструкции автодороги Новосибирск — Ленинск– Кузнецкий и на объектах Северного обхода Новосибирска. Если первоначально «дочка» «Фэцита» рассчитывалась, то в 2003 году не проплатила ни рубля. Долг за аренду техники составил 1,5 млн рублей.
Руководству «Трансстрой–Сибирь» вновь пришлось обратиться в арбитражный суд. Но и это еще не все. Взятую в аренду технику «Фэцит» продолжает незаконно удерживать у себя, несмотря на окончание срока действия договора. На бытовом языке такое безобразие называется «грабежом среди бела дня», а юридическую оценку должен вынести суд. У потерпевшей стороны теперь вся надежда на судебное решение. Однако, поднаторев в судебных баталиях, представители «Фэцита» через своих юристов пытаются всячески затягивать рассмотрение исков по существу и даже не гнушаются идти на фальсификацию документов. Как уверяют представители «Трансстрой–Сибирь», в рамках рассматриваемого в арбитражном суде дела о незаконном удержании техники представители «Фэцита» представили суду явно подложный документ — договор о купле–продаже техники сторонней организации. Вся эта неприглядная история имеет перспективы вылиться в уголовное дело, и представители «Фэцита» предстанут в новом качестве — как большие мастера юридической казуистики и фальсификаций.
Один пример — это случай, два — система. Похоже, для «Фэцита» некорректное поведение с партнерами по бизнесу стало нормой. Предприятие действует по отработанной схеме: выигрывая тендеры на строительство дорожных объектов, «Фэцит» приглашает субподрядчиков, а через какое–то время просто перестает им платить. Субподрядчики, выполнив определенный объем работ в долг, затем не могут взыскать с генподрядчика причитающиеся им суммы. Можно назвать ряд организаций, с которыми «Фэцит» поступает таким образом. Вот, например, управление механизации ОАО «Томсктрансстрой» из–за неплатежей «Фэцита» вынуждено было уйти со строительства Северного обхода. Томичи до сих пор пытаются выбить «кровные» через арбитражный суд.
Однако тактика обмана не бесконечна. Сегодня уже многие дорожники отказываются работать с нечистоплотными «мастерами». Рано или поздно, действуя таким образом, «Фэцит» останется без партнеров по работе, с подмоченной репутацией, что может стать началом заката «звезды».
Это можно было бы назвать проблемой для самого «Фэцита» и поставить точку, если бы не одно большое «но».
Как уверяют представители дорожных организаций, агрессивные действия «Фэцита» по захвату рынка ведут к дестабилизации дорожно–строительного комплекса области. Это наглядно проявилось в борьбе «Фэцита» за овладение самым лакомым объектом — строительством Северного обхода Новосибирска.
Его возведение началось в 1999 году и сопровождалось чередой судебных скандалов, которые негативным образом влияли как на темпы строительства, так и на финансирование стройки, имеющей огромное значение для Новосибирской области. Генподрядчиком тогда выступал консорциум предприятий в составе ООО «Фэцит» и ОАО «Корпорация «Трансстрой». К концу 2002 года некоторые участники строительства досудились до того, что на втором, пятом, шестом, девятом и десятом пусковых комплексах не оказалось законных генподрядчиков, а у ряда предприятий, в том числе и у «Фэцита», образовалась дебиторская задолженность в размере 160 млн рублей, которая до сих пор не отработана.
В 2003 году ФУАД «Сибирь» — заказчик строительства — совместно с обладминистрацией провел повторные торги по вышеупомянутым пусковым комплексам Северного обхода. В итоге на стройке оказалось сразу три генподрядчика, отвечающих за строительство своих пусковых комплексов: «Сибмост» (пятый, шестой), «Корпорация «Трансстрой» (третий, четвертый, седьмой, восьмой) и «Фэцит» (второй, девятый, десятый). Казалось бы, заинтересованные организации должны быть удовлетворены, получив необходимый объем работ. Однако «Фэцит» в очередной раз подает иск на признание первых торгов по Северному обходу недействительными. Парадоксально, но факт: этот тендер в 1999 году «Фэцит» выиграл совместно с Корпорацией в рамках консорциума. Спрашивается, почему «Фэцит» по прошествии пяти лет подвергает сомнению законность торгов, победителем которых являлся в том числе и сам? Для представителей Корпорации «Трансстрой» ответ очевиден: «Фэцит» стремится любыми методами стать единым генподрядчиком на самой крупной автодорожной стройке области.

Шаловливая рука «мастера»

Параллельно с иском «Фэцита» в арбитражный облсуд поступает исковое заявление о признании недействительными торгов за 2003 год по пятому и шестому пусковым комплексам, где генподрядчиком является солидная новосибирская организация «Сибмост» — единственное в нашем регионе предприятие, способное осуществлять строительство мостов.
Как вы думаете, кто выступил в качестве истца? Нет, не «Фэцит». Проблемой строительства моста через Обь серьезно озаботилось некое ООО «Энергостройсевер» из Мурманской области. Спрашивается, с какого перепуга неведомое предприятие с Кольского полуострова вдруг заинтересовалось, как у нас проходят торги?
На первое заседание суда никто из сотрудников «Энергостройсевера» не явился, их интересы представлял юрист, который по странному стечению обстоятельств прежде отстаивал интересы «Фэцита». На втором заседании суд решил это дело закрыть, так как истец никакого отношения к мосту через Обь не имеет. Но на этом заседании (не виданное прежде дело!) каким–то загадочным образом оказался прокурор из областной прокуратуры. Не подумайте ничего плохого — никакой коррупции и ангажированности!!! Прокурор попросил дело не закрывать, а заявил, что должен осуществить проверку: не ущемлены ли интересы государства при проведении торгов? И теперь получается, что полумифического истца с Кольского полуострова заменил работник нашей облпрокуроры, и он будет проверять, насколько законно был проведен тендер, организованный ФУАДом и обладминистрацией. Чувствуете профессиональный почерк шаловливой руки «мастера»?
А «Фэцит» здесь вовсе не причем. Тем более что ни «Сибмост», ни Корпорация «Трансстрой» ни самостоятельно, ни через подставные фирмы оспаривать итоги торгов по пусковым комплексам, выигранных «Фэцитом», не намерены. У их руководителей иные представления о порядочности и деловой этике.
Над сложившейся ситуацией можно было бы посмеяться либо поплеваться в зависимости от развитости чувства юмора или брезгливости. Только дорожным организациям, работающим на Северном обходе, явно не до смеха. Финансирование стройки осуществляется очень трудно, средств выделяется недостаточно. Однако инициированные иски, основанные на формальных юридических «зацепках», могут взорвать ситуацию, и тогда дорожники вновь увязнут в судебных «разборках». Им будет не до строительства дороги. А федеральные чиновники только и ждут повода, чтобы отказать в финансировании дорогостоящего объекта, который нужен нам больше, чем Москве. Понимают ли в обладминистрации опасность сложившейся ситуации? Будем надеяться, что понимают.
Когда губернатору дорожники доложили о происходящем, Виктор Толоконский ответил в таком духе: оспаривать законность торгов — не дело подрядчиков, это вопрос заказчика — ФУАДа. В отношении фирм, пытающихся дестабилизировать ситуацию в дорожно–строительном комплексе области, на совещании генподрядных организаций по строительству Северного обхода в августе 2003 года Виктор Александрович высказался еще более жестко: если это произойдет, то губернатор сделает все от него зависящее, чтобы такие организации в нашей области не работали.
Да, пожалуй, настало время дать по рукам профессионалам околодорожных интриг с их мутными финансовыми потоками и нечистоплотными замыслами.

Юрий ГОЛИКОВ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.