У юных новосибирцев будет своя железная дорога

Уже в мае в Новосибирске должно начаться строительство нового развлекательного комплекса для горожан и гостей сибирской столицы — детской железной дороги. Она разместится в Заельцовском парке. Чтобы строители смогли приступить к работе, осталось только получить добро государственной экологической экспертизы.

От идеи до воплощения

Инициатором проекта выступила Западно–Сибирская железная дорога. Детская железная дорога — это многопрофильный комплекс железнодорожных, учебных, игровых, культурных, спортивных и прочих сооружений, предназначенных для обучения старших школьников железнодорожным специальностям и пропаганды железнодорожных профессий среди молодежи. Детские железные дороги являются частью системы трудового, технического и социального воспитания юного поколения. А для горожан железная дорога станет не только прекрасным аттракционом, выполняющим развлекательную функцию, но и самым удобным средством передвижения по Заельцовскому парку.
Нужно отметить, что Новосибирск, будучи третьим по величине городом России, столицей федерального округа, долгие годы был обделен в этом плане. Первая в мире детская железная дорога была открыта в 1935 году в Тбилиси. В настоящее время в 28 российских городах имеются, строятся либо проектируются детские железные дороги. В их числе Санкт–Петербург, Ярославль, Владивосток, Хабаровск, Нижний Новгород. А самой современной сегодня считается детская железная дорога в Иркутске.
В прошлом году было принято долгожданное решение о возведении подобного комплекса и в Новосибирске. Его строительство предусмотрено договором о взаимодействии, подписанным руководством Западно–Сибирской железной дороги, областной администрации и мэрии Новосибирска. По заданию ЗСЖД и при содействии мэрии Новосибирска был подготовлен проект дороги. Над проектом трудились архитекторы двух институтов: специалисты Сибгипротранса выполнили проект путей, а Сибжелдорпроекта — зданий и сооружений. Изначально разработчики проекта задались целью сделать в нашем городе лучшую детскую железную дорогу, превосходящую по своему архитектурному дизайну, функциональности, применению современных технологий все имеющиеся аналогичные комплексы. Кроме того, серьезное внимание при проектировании комплекса архитекторы уделили экологической безопасности, сохранению экологического баланса в Заельцовском парке.

Проект XXI века

Детская железная дорога запроектирована таким образом, чтобы оптимально обеспечить транспортное сообщение на территории Заельцовского парка, соединив различные зоны отдыха парка и Новосибирского зоопарка.
Трасса дороги проляжет по окраине парка по существующим противопожарным просекам. Предполагается две очереди строительства. Железная дорога пройдет по территории Заельцовского парка от спортивной базы «Локомотив» через зону отдыха с аттракционами до Новосибирского зоопарка. Первая очередь: станция Спортивная (она будет расположена рядом с аттракционами парка) — разъезд Ельцовка (промежуточная станция) — станция Зоопарк (у реки Ельцовки в зоне Новосибирского зоопарка). Через реку построят пешеходный мост, чтобы обеспечить сообщение с зоопарком. От реки Ельцовки до входа в зоопарк будет организовано автосообщение.
Протяженность трассы 2,6 км, путь узкоколеечный — 750 мм. Небольшой локомотив ТУ 7Э мощностью 400 л. с. будет везти пассажиров в трех небольших вагончиках, рассчитанных на 40 посадочных мест.
И хотя на трассе запроектирован один путь, обеспечивать перевозки предстоит двум составам. Они будут двигаться навстречу друг другу, а разъезжаться на промежуточной станции Ельцовка. При средней технической скорости 10 км/ч каждый состав будет обращаться за 50 минут с 15–минутными стоянками на конечных станциях и с пятиминутными — на промежуточной.
Вторая очередь проекта предусматривает продление пути от станции Спортивная по пойме реки Оби с выходом в район остановки общественного транспорта «Заельцовский парк».
Протяженность второго участка трассы 2,4 км, а общая протяженность детской железной дороги составит 5 км. После ввода в строй второй очереди въезд автотранспорта на территорию Заельцовского парка резко сократится, за исключением машин оперативных служб и спецтранспорта. В итоге весь парк окажется доступным для горожан: от главного входа по железной дороге можно будет добраться до пляжа, аттракционов и зоопарка. Причем передвигаться горожане будут на экологически чистом виде транспорта.
Работать детская железная дорога будет в летний период и только в дневное время суток — с 10 до 18 часов. Обслуживать детскую дорогу под наблюдением взрослых инструкторов будут подростки, прошедшие подготовку в учебном корпусе, где ребят познакомят с железнодорожными профессиями.
Крупные строительные объекты появятся у станции Спортивная. Здесь расположится комплекс сооружений, в том числе здание вокзала с залом ожидания, буфетом и кассами. Вокзал будет совмещен с постом электрической централизации. Рядом разместится учебный центр для обучения школьников работе на железной дороге и для проведения досуга.
Все здания задуманы в оригинальном «сказочном» стиле и органично вписываются в лесной массив. Легкая архитектура вокзала навевает образ воздушного замка. Причем все здания разместятся на свободном от леса участке, что позволит исключить снос деревьев в парке.

Экологическая безопасность превыше всего

Именно этим принципом руководствовались архитекторы при проектировании детской железной дороги.
На первоначальном этапе против реализации проекта на территории Заельцовского парка выступили представители ряда экологических организаций. Не обладая достоверной информацией, они полагали, что железная дорога нанесет непоправимый вред окружающей среде. По городу расползлись слухи, что со строительством дороги будут вырублены чуть ли не все деревья. В прессе появились сообщения о том, что под снос попадут 250 га насаждений, в то время как весь Заельцовский парк занимает площадь в 350 га.
На самом деле в зону землеотвода попала полоса земли площадью 2,6 га, из которых противопожарные просеки составляют 2,2 га. Как отмечают разработчики проекта, они выбрали оптимально приемлемую трассу, проходящую преимущественно по существующим просекам по краю лесного массива. Причем под снос пойдут не все деревья в этой зоне, а только те, что входят в габарит подвижного состава на расстоянии 3,1 метра. Кроме того, вырубка будет минимизирована за счет применения при строительстве трассы технических сооружений — подпорных стенок. Архитекторы так рассчитали проект, чтобы под снос попало минимум деревьев. Решение о сносе каждого дерева будет приниматься специальной комиссией, в которую войдут многие специалисты, в том числе и представители экологической службы и общественности.
Проектировщики также максимально удачно рассчитали площадки под строительство зданий и сооружений, проведя предварительно подеревную съемку. То есть при расчете проекта зданий учитывалось каждое дерево, поэтому под снос взрослые деревья не попали.
Чтобы не нарушать экологического баланса, для обогрева зданий установят небольшие электрокотельные. Питьевая вода будет поступать из скважины, а систему канализования подключат к городскому коллектору, расположенному рядом. Прокладка коммуникаций также не затронет существующие деревья. На станции Спортивная появится капитальный туалет, на других станциях летом будут функционировать биотуалеты. Дорожки наметят по существующим тропинкам, поэтому воздействие на окружающую среду будет минимальным.
В структуру ЗСЖД входит мощный экологический центр. Его возможности будут использованы не только в период проектирования и строительства детской железной дороги, но и в ходе ее эксплуатации. Экологи–железнодорожники совместно с общественными экологическими экспертами намерены вести постоянное наблюдение за ситуацией в Заельцовском парке. К этой работе будут подключены и юные новосибирцы. В учебном центре решено организовать класс по обучению основам экологической безопасности.
Общественные экологические организации одобрили проект строительства детской железной дороги в Заельцовском парке. Дело за малым — осталось пройти государственную экологическую экспертизу. Будем надеяться, что государственные экологи не станут затягивать рассмотрение проекта, — строительный сезон уже начался, и ЗСЖД готова приступить к его реализации. Поскольку проект имеет большое социальное значение, предложено на период строительства детской железной дороги сформировать общественный совет. Он будет наделен функциями общественного контроля за ходом работ. Наряду со специалистами в совет должны войти представители законодательной власти, широкой общественности, экологических служб.
Строительство первой очереди детской железной дороги планируется завершить в канун профессионального праздника — Дня железнодорожника. Организаторы уверены, что Заельцовский парк с новым видом транспортного передвижения, тепловозом и вагонами в современном стиле станет привлекательным местом для семейного отдыха. Любой новосибирец вместе с детьми сможет проехать по настоящей железной дороге, полюбоваться красотами сибирской природы, прекрасно провести время и отдохнуть.

Юрий ГОЛИКОВ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.