Новости в Новосибирске
Главная Политика Криминал Спорт
Город на Оби Культура Здоровье МузоНН
Rambler's Top100 Пятница, 10 мая 2024г. В Новосибирске 03:23




Уличный фронт опасен для вашего здоровья

Россиянам к уличной борьбе не привыкать. С развалом Советского Союза мы пережили несколько этапов митинговой демократии. Сегодня власть дает все новые и новые поводы для того, чтобы народ протестовал, устраивал голодовки, выходил на митинги и демонстрации.

Многочисленные инциденты, возникающие во время массовых акций протеста, свидетельствуют, что люди не всегда адекватно умеют вести себя в толпе. В итоге страдают случайные прохожие и водители, страдают и сами протестующие.
Первой жертвой волны народного гнева стал питерский пенсионер: 79–летний ветеран труда Александр Айол был насмерть задавлен автомобилем, когда участники акции начали перекрывать движение на Московском проспекте.
По рассказам очевидцев, передает «Коммерсант», водитель «Мазды» вышел из машины и попытался что–то сказать митингующим, но те накинулись на него и стали бить. Водителю удалось вырваться и прыгнуть в машину (в салоне оставались жена и маленький ребенок). «Обезумевшие люди лезли на машину, прямо под бампер, не давая ему проехать. Он сигналил, пытался ехать в одну сторону, в другую и вдруг резко сдал назад, а потом рванул вперед,– рассказал житель соседнего с местом происшествия дома.– Парень, видать, был в состоянии аффекта и не видел, как наехал на человека. Потом он проехал еще метров двадцать и остановился. «Скорая» приехала минуты через три, а труп так и лежал на месте еще часа полтора, пока кто–то не догадался его накрыть простыней».
На акции протеста в Бийске пенсионеры избили водителя автобуса, одна женщина была сбита автомобилем. По данным агентства «Банкфакс», 20 января в Бийске состоялась акция протеста с участием порядка 5 тыс. человек, были перекрыты все дорожные артерии центра. Целых три часа люди удерживали дороги. Разъяренный народ во время разворота автобуса «Икарус» встал на пути его движения, в результате автобус перекрыл по ширине магистраль.
Водители в большинстве были солидарны с митингующими и молча стояли. А вот двоим несогласным не повезло. Выйдя из машин, они начали кричать, что народ — это быдло, что нужно больше работать. В итоге, старики одного водителя положили на капот его же машины и начали избивать. Вовремя вмешался инспектор ГАИ, который закинул бедолагу в машину и помог ему уехать. Другой «смельчак» пытался затеять драку, но на помощь старикам пришла молодежь — в результате водитель обратился в бегство.
«НН» уже рассказывали о стихийной акции протеста новосибирских пенсионеров в Ленинском районе. Несколько десятков жителей, которых, по разным данным, насчитывалось от 30 до 50 человек, в течение трех часов блокировали трамвайное и автомобильное движение на перекрестке улиц Титова и Связистов.
Раздраженные водители машин пытались объехать пенсионеров, а те, в свою очередь, останавливали автомобили, буквально бросаясь им под колеса. По свидетельству очевидцев, резко вывернувший серебристый джип без номеров сбил стоявшую у него на дороге участницу акции и скрылся. Пострадала 54–летняя женщина, и без того инвалид второй группы — ее госпитализировали с переломом голени.
Сотрудники ГИБДД нашли виновника ДТП. Как пояснил водитель Subaru Forester, он пытался проехать сквозь толпу, однако, участники акции всячески ему препятствовали, яростно стучали по капоту, стеклам, повредили зеркала. Водитель, опасаясь, что пенсионеры разобьют его новенькую машину, дал по газам. Как женщина попала под машину, водитель, по его словам, даже не заметил...

Комментарий специалиста–психоаналитика:
Ошибка данного водителя в том, что он вообще подъехал к митингующим. Он явно разглядел толпу на достаточном удалении и мог заранее свернуть в объезд или развернуться.
Когда мы видим толпу, мы изначально понимаем, что это нечто сильнее нас. Вероятно, у автовладельца присутствует большое самомнение.
Сквозь толпу может проехать машина «Скорой помощи», реанимобиль, милицейская машина, спасатели, пожарные. То есть те автомобили, которые опознаваемы как свои, как социально–полезные, ценные. Но какой–то джип через толпу проехать однозначно не может. Он вызовет агрессию, и его водитель заведомо ставит себя в положение чужого, врага. И это действительно агрессивное действие с позиции митингующих, потому что толпа, заняв территорию, считает ее своей.
Приближение к толпе на автомобиле — уже ошибка, вступать в пререкания — тоже ошибка. Водитель своим поведением только спровоцировал усиление агрессии. К тому же, он владелец дорогой иномарки. Это усиливает контраст, усиливает его облик чужого: нищие старики–пенсионеры — и молодой, цветущий бизнесмен в шикарной иномарке. А если он при этом выглядит хорошо, доволен собой, то ему после всего произошедшего надо жить и радоваться, что его на куски не разорвали. Потому что в подобных ситуациях зачастую машину переворачивают и сжигают вместе с хозяином.


Русский бунт, бессмысленный и беспощадный

Массовые акции протеста пенсионеров с перекрытием улиц и захватом административных зданий в очередной раз заставляют нас задуматься о феномене толпы и ее потенциальной опасности. О том, какие механизмы и законы управляют человеком в толпе, читателям «НН» рассказывает психотерапевт–психоаналитик клиники «Инсайт» Игорь Лях.

— Игорь Вячеславович, почему россияне предпочитают вести борьбу за свои права на улице, нежели обращаться в суд, профсоюзы?
— Массовые формы протеста люди выбирают по одной простой причине: индивидуальные протесты в нашей культуре не приняты. Люди боятся индивидуальной ответственности в связи с долгим существованием тоталитарного управления. А ситуация круговой поруки для нас оказывается более привычной и вызывает чувство коллективной безнаказанности. Именно с этим и связан выбор массовых форм протеста. Объединенные единым желанием выразить свое недовольство происходящим, люди способны произвести большее впечатление и больше внимания привлечь к себе.
В психологии российского человека присутствует ощущение, что государство, представители власти его не замечают, не понимают его нужд. В данной ситуации интересы многих пенсионеров оказались ущемлены, они почувствовали и материальную утрату, и невнимание властей. Естественно, их объединило желание выразить свой протест. И выбор пал на массовые формы: мы хотим, чтобы нас заметили. Это точно так же, как ребенок, который начинает ронять и разбивать вещи для того, чтобы на него обратили внимание.
Кроме того, толпа обладает особенностью: она снижает у индивида страх наказания. В развитых странах на улицах — обилие видеокамер, поэтому действие человека в толпе может быть наказуемым. В России пока такого технического оснащения нет. К тому же, чувство безнаказанности в толпе у нас формируется с детства, в подростковых компаниях, когда подростки хулиганят во дворах, подъездах и при этом остаются безнаказанными.
— Какую опасность несут стихийные акции протеста?
— Стихийные акции имеют максимальную потенциальную опасность. Их формирование строится по единому сценарию: несколько человек, объединенные одним желанием, в какой–то момент сбрасывают с себя запреты общества и начинают действовать, активно выражать свои эмоции. Их эмоции, если напряжение в обществе существует, автоматически притягивают других людей. В связи с начавшейся реформой очень много людей агрессивно зарядились, им хочется эту агрессию выплеснуть. И любой выплеск чужой агрессии (тот же митинг) привлекает таких людей на бессознательном уровне. Люди подходят, чтобы поглазеть, что происходит, и в результате оказываются втянутыми в действие толпы.
У любого человека толпа вызывает чувство опасности. Даже хорошо организованная демонстрация создает определенное напряжение. Попробуйте встать лицом к демонстрации — вам станет немного страшно. Это нормальная реакция. Толпа обладает уникальным качеством: она сама вызывает сильное чувство — страх перед толпой — и сама же предлагает способ разрешения этого чувства, избавления от страха путем включения в толпу.
Толпа объединяется вокруг общей идеи — некой базовой потребности. Стандартной базовой эмоцией толпы является выражение протеста, то есть агрессия. Поэтому риск совершения агрессивных действий в толпе очень высок. Удовлетворив свою базовую потребность, толпа рассасывается сама по себе, растворяется. Но если у людей неудовлетворенной агрессивности много, удовлетворение может происходить очень долго.
В толпе начинают работать свои законы, например, массовая ксенофобия — страх чужого. Так, небольшие толпы рассыпаются сами по себе при приближении даже одного стража правопорядка. В глазах толпы, милиционер — чужой, а, значит, является врагом, хотя этот милиционер может и ничего не делать.
Но существуют определенные законы численности толпы. При большом количестве собравшихся в толпу чувство безопасности, которое дает само нахождение в толпе, будет выше, чем страх наказания. И тогда появление милиционера вызовет обратную, протестную реакцию — его могут просто побить. Ксенофобия вызывает желание уничтожить врага, и кто–то, наиболее агрессивный, провоцирует толпу на поджоги машин, битье стекол и т.д.
— Может быть, мы преувеличиваем угрозу бунта? Все–таки, движущей силой этих акций являются люди преклонного возраста.
— Особенность социальной группы пенсионеров в том, что этой группе нечего терять. Это представляет большую социальную опасность. А люди, которым терять нечего, готовы к активным действиям, вплоть до откровенно антисоциальных форм. И в силу своего возраста (жизнь уже на закате), в силу свободного времени (отсутствие занятости). Но главным образом, в силу колоссальнейшей неудовлетворенности на уровне витальных потребностей.
Вторая особенность — это колоссальнейшая обида. Отдав свои лучшие годы государству, получая заслуженные премии и награды и продвигаясь в карьере, к старости человек оказывается выброшен на обочину жизни. На что пенсионеры отреагировали? На ощущение брошенности, на невнимание со стороны государства и остального общества, что и заставляет их протестовать подобным образом.
— При каких условиях мирная демонстрация превращается в разъяренную толпу?
— Первое условие, которое создает возможность такого превращения — это недостаточная организация массовой акции. То есть организаторы не позаботились о необходимом количестве лиц, призванных обеспечить правопорядок и безопасность.
Очень важен при организации митинга высокий уровень вербализации объединяющей идеи. То есть людям нужно четко разъяснить — для чего они собрались, какие требования и к кому выдвигаются, и что нужно делать. Если этого нет, нередко происходит расширение поля протестных действий. Вместо того, чтобы стоять в пикете, люди начинают бить стекла, поджигать машины.
Информирование о целях и задачах протестного действия должно происходить постоянно, поскольку к акции присоединяются новые люди. Если процент неинформированных людей возрастает, то толпа, как живой организм, начинает продуцировать слухи, сплетни, эмоциональные реакции. В итоге может произойти срыв, и мирная демонстрация выльется в погром.
В подобных акциях чрезвычайно важна роль организатора. Именно организатор должен руководить митингом, не делать паузы в своем лидировании. Он должен держать все нити управления через своих помощников, контролировать ситуацию. Если организатор не проявляет лидирующих качеств, то настроениями толпы может овладеть неформальный лидер. Чаще всего толпой управляет не самый умный и достойный, а самый эмоциональный. Это пьяные граждане, люди с нарушенной психикой. Они начинают чувствовать себя на острие атаки толпы. Такие люди инстинктивно ощущают возможность лидировать, и стремятся ею воспользоваться. Подобному лидеру не обязательно быть пламенным оратором. Достаточно начать эмоционально и активно действовать: это могут быть жесты, нечленораздельный крик, истерика. Окружающие получат сильный эмоциональный заряд, настроение людей может резко измениться. При таких условиях высока вероятность перерождения организованной акции в стихийный бунт.
— Получается, что законы формирования протестных реакций и управление толпой известны психологам. Насколько адекватно представители власти реагируют на подобные акции?
— Властям надо учиться пользовать услугами профессионалов. На мой взгляд, уровень профессионализма в нашей системе управления недостаточно высокий. Реализация закона о монетизации — яркий тому пример.
— Во всех сегодняшних стихийных акциях протестующие требуют, чтобы к ним пришли первые руководители: мэр, губернатор, президент. Однако руководители не спешат общаться с народом. Правильно ли они поступают?
— При всей агрессивности толпы, каждый отдельный человек, входящий в нее, сохраняет стремление оставаться в социальных рамках. Именно это стремление заставляет человека требовать лидера: «Дайте нам мэра, и пусть он скажет». Толпа имеет желание — «разъясните нам». Это желание должно быть каким–то образом удовлетворено. Если этого не сделано, то возникает желание более примитивного уровня — перекрыть улицу, например.
Диалог с толпой необходим. Вести его может не только мэр или губернатор. Но это должен быть харизматический лидер, который заставит толпу поверить, что все будет хорошо. То есть вести диалог с толпой способен обычно человек довольно яркий, эмоциональный, уверенный в себе, обладающий даром убеждения. Уровень его информированности должен быть выше уровня информированности толпы. Говорить надо простым языком. Чем проще язык, тем легче толпа примет эти разъяснения.
Нужно понимать, что протестующие изначально не стремятся к бунту. Им комфортнее оставаться в состоянии социальной нормированности, действовать в рамках закона. Поэтому, получив внятные разъяснения, то есть удовлетворив базовую потребность, спонтанно образовавшаяся толпа возвращается в социальное русло, и люди спокойно расходятся.
К сожалению, у нас большой дефицит харизматических лидеров, которые умеют говорить с людьми, понимают механизмы управления, законы толпы. Поэтому мы имеем то, что имеем.

Записал Юрий ГОЛИКОВ

Людей давить нельзя, даже на митингах

Стихийность акции протеста и агрессивность его участников не является оправданием для водителя, случайно сбившего женщину и покинувшего место ДТП. Такова официальная позиция сотрудников ГИБДД.

Даже если протестующие пытаются разбить машину, нельзя спасать свою собственность путем нанесения физического ущерба окружающим, — заявил старший инспектор отдела ДПС и розыска областного управления ГИБДД Тарас Жуков. Иными словами — давить митингующих, которые крушат вашу машину, нельзя! Чтобы избежать подобных эксцессов, не следует штурмовать толпу на автомобиле.
В случае наезда на пешехода, водитель обязан остановиться, оказать помощь пострадавшему, вызвать сотрудников ГИБДД, выставить знак аварийной остановки и т.д. То есть необходимо выполнить весь перечень действий в строгом соответствии с Правилами дорожного движения.
За оставление места ДТП и неоказание помощи пострадавшему предусмотрено наказание в административном и уголовном порядке. Согласно статье 12–27 Административного кодекса РФ, за оставление водителем места ДТП, участником которого он является, предусмотрен административный штраф 1–1,5 тыс. рублей, или лишение права управления на срок от 6 месяцев до года, либо административный арест до 15 суток.
Если же пешеходу нанесен тяжкий вред здоровью, то тогда в отношении сбежавшего водителя наступает уголовная ответственность. Степень наказания зависит от тяжести последствий (ст. 264 УК РФ). Если пешеход выживет, то водителю грозит ограничение свободы (поселение) на срок до 5 лет, либо арест на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до 2 лет. Плюсом лишение право управления до 3 лет.
Если пешеход погиб, то водитель может схлопотать срок до 5 лет. Если в результате ДТП наступила смерть двух или более человек, то сбежавшему водителю «светит» до 7 лет лагерей!
Поэтому ни при каких обстоятельствах не оставляйте места ДТП: пострадавшему необходима ваша помощь. И чем быстрее его доставите в больницу, тем больше шансов у врачей спасти человека.
Как отмечает Тарас Жуков, если следствие установит что в ДТП виновен пешеход, то водителя, безусловно, оправдают. Покинувший место ДТП водитель по любому будет признан виновным — за оставление места ДТП, либо за неоказание помощи пострадавшему. Так, что, уважаемые водители, не берите грех на душу и не подписывайте сами себе уголовную статью.

Как выжить в толпе?

Если вы оказались в толпе, главное — сохраняйте спокойствие. Не выражайте ответных эмоциональных реакций, не заряжайтесь эмоциями толпы. Категорически нельзя выражать протест манифестантам.

В толпе существуют ядерные структуры, то есть «ядра» вокруг лидеров. Избегайте находиться рядом с лидерами и агрессивными участниками. По возможности спокойным шагом, но ни в коем случае не бегом (!), выйдите из толпы и незаметно удалитесь.
Если вы попали в толпу вместе с автомобилем, следует побыстрее покинуть салон и удалиться. Лучше быть где–то в стороне, но ни в коем случае не оставайтесь в машине.
В неуправляемой толпе возникшая антисоциальность порождает ксенофобию — страх чужого: «если ты не с нами, то против нас». Поэтому иногда имеет смысл повторить лозунги толпы, продемонстрировать свое единство, даже если не разделяешь мнение протестующих.
Любое различие провоцирует ксенофобию: если все идут с непокрытой головой, снимите шапку. Надо хотя бы символически слиться, стать на время «своим» для толпы, а затем потихоньку уйти, не торопясь превращаться в «чужого».

Рисунки Игоря ЕЛИСТРАТОВА. Фото Владимира ПОЛЯКОВА



Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.