Оборонка «сыграет в ящик»?

Правительство, призванное не только заботиться о процветании Государства Российского, но и обеспечивать его обороноспособность, по сути готовит некогда мощные сверхзакрытые «ящики» — предприятия оборонно–промышленного комплекса — к банкротству.

В список таких обреченных вошли ФГУП «НПО «Луч», ФГУП ПО «Новосибирский приборостроительный завод», ФГУП «Сибтекстильмаш. Спецтехника. Сервис», ФГУП «Новосибирский завод полупроводниковых приборов с ОКБ», ОАО «Новосибирский завод имени Коминтерна», ОАО «Новосибирский завод «Экран», а также ФГУП «Куйбышевский химический завод» и ФГУП «Новосибирский опытный завод измерительных приборов» (полигон)...
Будь это малохольные, сомнительные ИЧП — куда ни шло. А то ведь перечисленные предприятия — гиганты отечественной индустрии, средоточие передовых научно–технических достижений, обладатели колоссальных, так называемых мобилизационных мощностей, кои государство поручило им содержать в надлежащем виде «на черный день».
Судя по всему, именно эти мобмощности кружат голову Москве. Козе, как говорится, понятно, что такого объема выпуска военной продукции, что было при Советском Союзе, уже не будет. Тем более что оружие выпускалось не только для всего социалистического содружества, но и необъятным потоком текло в братские угнетаемые проклятым империализмом страны для ведения освободительной борьбы народов. Теперь мы воюем только с террористами, и то из рук вон плохо. А оружия «наклепано» столько, что хватит еще не на одно десятилетие. И сам собой возникает извечный «рассейский» вопрос: «Что делать?»
Ответ напрашивается однозначный: если государству нужно все это богатство, пусть хотя бы выделяет средства на его поддержание. Если нет — надо определяться, оставлять для оборонных целей только самое необходимое, а «лишнее» перепрофилировать на мирные рельсы или передавать в частные руки, покрывая тем самым скопившиеся долги оборонщиков. А то ведь дошло до форменного, пардон, неприличия. Оборонка выполняет госзаказ, когда таковой сподобится быть, а деньги за него если и получает, то, как правило, с большой задержкой. Налоговики же на такие «мелочи» не обращают внимания. И катятся на «виновника» как снежный ком штрафы и пени за... неуплату налогов. Плюс к тому — платежи за мобилизационные мощности, кои государство покрывает в лучшем случае процентов на двадцать–тридцать. Не больше! С нового года проблема обострится: вводится плата за имущество... Тут уж точно оборонка обречена на беспросветное банкротство.
Этот процесс Федеральная налоговая служба ускоряет, как может, выполняя Приказ N№7 Минэкономразвития РФ. Дважды — 17 мая и 18 августа — проводит она совещания «По вопросу принятия решения о подаче в Арбитражный суд заявлений о признании восьми стратегических предприятий–должников ОПК банкротами». Новая энергичная структура — Федеральное агентство по промышленности, созданная для решения перезревших вопросов в оборонно–промышленном комплексе и, очевидно, с целью наработки опыта в столь необычном пока для России деле, как банкротство целого списка предприятий, десантируется в столице Сибири — Новосибирске, как известно, крупнейшем научном, промышленном и культурном центре, лучшем городе России.
Почему экспериментальной базой москвичей стал Новосибирск? Что осталось в осадке от их плодотворной, напряженной работы? И что, собственно, представляет собой эта структура с рыночным статусом? Агентство лингвистически и фактически — это посредник, выполняющий определенные услуги. Для кого? И вообще, что все–таки будет с оборонкой?
На эти и сопутствующие им наивные, «обывательские» вопросы начальник управления промышленности департамента развития промышленности и предпринимательства Новосибирской области Юрий Соколов устало махнул рукой:
— Чтобы ответить более–менее полно, вам придется писать не газетную корреспонденцию, а толстенный роман с продолжением. А если пунктирно, тезисно, то, очевидно, правительство и в самом деле решило наконец–то разобраться с оборонно–промышленным комплексом и хотя бы начать приводить его в соответствие с реалиями сегодняшнего дня. Сможет ли разобраться, а тем более решить проблемы в ближайшее время агентство, молодое «дитя» реформирования отечественной экономики, призванное заменить бывший «Средмаш» — как говорится, будем надеяться. Хорошо уже то, что в Москве, похоже, намерены не только прислушиваться, но и учитывать наше мнение. Более того, любые решения, касающиеся дальнейшей судьбы предприятий оборонного комплекса, будут приниматься только на основе совместных обсуждений и выработки совместных мер по предотвращению банкротства стратегических предприятий. Соглашение (первое подобное в России) заключено на три года и далее автоматически продлевается на следующий период, если ни одна из сторон не прервет его по той или иной причине.
...Что ж, документы, принятые на совместном совещании администрации НСО и Федерального агентства по промышленности, дают хотя бы отсрочку, некоторое время на решение острейших проблем, накопившихся за время реформ в оборонно–промышленном комплексе. Что вселяет оптимизм.

Наша справка. Соколов Юрий Александрович — выпускник НЭТИ, факультет машиностроения. Четверть века — таков его производственный стаж на предприятиях Новосибирска, почти десять из них он директор химфармзавода, который сегодня принадлежит москвичам.

Аркадий АНТОНОВ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.