Они сражались не за Родину
Отрадно, что в результате триумфального шествия по стране в тройку отечественных лидеров проката — после «Ночного дозора» и «Турецкого Гамбита» — попала не калька с Голливуда, а военная эпопея Федора Бондарчука «9 рота». В России стартовало уже 120 копий. ![]() Сергей Бондарчук в 38 лет снял «Судьбу человека». В этом же возрасте с «9 ротой» в режиссуре дебютировал его сын. Его фильм называют новой вехой в отечественном военном кино. В картинах Бондарчука–старшего и близких по эстетике режиссеров советский народ сражается за Родину. Его героизм неоспорим, это абсолютная величина; гибель миллионов оправдана торжеством победы. В фильме Бондарчука–младшего нет правых и виноватых. Никого не греет гимн «За царя, за Родину, за веру»; кричать «ура!» не за кого. Солдаты — пешки в руках политиков, которых, как и бросающихся судьбами людей богов, мы не увидим, разве что приевшийся голос тогдашнего генсека услышим в приемнике. ![]() «Мой герой пошел в армию, чтобы доказать, что он мужчина», — сказал на пресс–конференции в «Маяковском» исполнитель роли Пиночета Суслан Фидаров. «Каждый решает для себя, что такое любовь, предательство, товарищество, подвиг», — предварил его высказывание Федор Бондарчук. Верность дружбе приходится доказывать на войне, хотя вся мирная жизнь состоит из поводов к тому. В какой–то момент начинает казаться, что фильм дезориентирует, убеждая: война нужна для того, чтобы мужчина доказал — он не трус и не предатель. Даже в бессмысленном и никому не нужном бою смерть может быть героической, какой видят ее создатели фильма. Режиссер выбрал решение, размывающее трагедийное звучание картины, притупляющее накал, отчаяние и боль высказывания, ради которого она и была снята. Идеалистическое понимание «солдатами Отчизны» героизма и мужской чести, насаждаемое советской идеологией, но берущее истоки от мушкетеров, гусаров, декабристов и прочих представителей «красивых» боев, в пацифистской «9 роте» имеет место быть. Новобранцы, на своей шкуре ощутившие бессмысленную жестокость срочной службы и собиравшиеся отказаться от отправки на войну, так и не решились заявить об этом комполка. Каждый из них добровольно подал рапорт в Афганистан. Зачем? Зачем, во имя чего, ради каких идей Стас оставил жену и дочку, Ряба — больную мать, а Воробей — самую красивую девушку Олю? В картину не вошло, как оставшиеся в живых давали в морду тому, кто заикался о бессмысленности жертв. Война для них и война для нас – различные категории. Фильм заканчивается ненамеренным оправданием войны, выковавшей героев. Сегодня, отправляя мальчишек на убой в Чечню, не спрашивают их согласия. Вслед за Афганской войной грянула еще более кровопролитная. Ценность человеческой жизни уже признали, но что с этим делать, так и не решили. Яна КОЛЕСИНСКАЯ
|
|
технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека |
![]() |
По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите
администратору. © 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены. |