Дворник вместо бога
Первая премьера нынешнего сезона в ГДТ Сергея Афанасьева — «недостаточно обоснованная история «Цуриков» по пьесе модного драматурга Максима Курочкина в постановке Евгения Рогулькина — для новосибирских театров пока не столь частая, но своевременная попытка освоить язык современной драматургии. ![]() Правда, это проблема Маши в талантливом исполнении характерной актрисы Татьяны Жуляновой. А ее начальнику с неудобоваримой фамилией Цуриков и бог, и черт, и собственная жена до фени. Да. Вот так они и жили. Супруга (Светлана Галкина) бестолково порхает туда–сюда, напевает что–то пустяшное из плеера, надоедает мужу дурацкими вопросами. Супруг (Константин Ярлыков) прочно обосновался спиною к залу и ко всему миру, уткнулся в ящик с «Приключениями Одиссея». Вот это жизнь! Вот это страсти! Вот это путешествие! Ему, в отсутствие любви и смерти, уготовано иное путешествие. По определению — леденящее душу. По сути — обыденное, как на турбазу. Недаром Михаил Угаров, поставив в позапрошлом году в центре современной драматургии спектакль по этой пьесе, назвал его «Трансфер». В незапамятные времена были выдуманы черти со сковородками и ангелы с крылышками. Современный человек может потешаться над этим в духе Шендеровича или какого–нибудь Марка Леви. Нам не дано предугадать, что из себя представляет загробный мир и существует ли он вообще. Оперировать привычными категориями в описании иного измерения — все равно что кроту рассуждать о солнечном свете. Для современных авторов важно, не каков ад, а для чего он. В лучшем романе Людмилы Улицкой «Казус Кукоцкого» жизнь после смерти показана в силу представлений героини о ней. Исчерпав себя в этой жизни, как ее следствие и последствие она воспринимает загробный мир. Курочкину, возможно, ближе Сартр, у которого ад сжат, сгущен до одной комнаты, где четверо приговорены томиться безвыходно, изнемогая от пытки вынужденного присутствия друг с другом. Правда, философия нашего современника попроще. Под пыткой он подразумевает всего лишь продолжение земной юдоли. Персонажам «Цурикова» отказано в перемене участи. Прозябание «без вдохновенья, без любви» продолжится в аду. Смерти как таковой не случится. Значит, и страха смерти не может быть по определению. На вопрос о смерти, веками мучающий человечество, предлагается упрощенный, в духе упрощенной же жизни, ответ. Образ мира, столь противоречивого, в спектакле не найден. Есть лишь отдельные его осколки, они сверкают, но для цельного витража не годятся. ![]() Рогулькин не изобретает никаких особых реалий (вернее, «ирреалий») ада, разве что обитатель ада предлагает «чай» в пустом подстаканнике. Что символизирует еще большую пустоту загробной жизни по сравнению с жизнью земной. Это у Гамлета встреча с призраком отца стала судьбоносной. А у Цурикова она получилась бессмысленной, как и общение с родителем при жизни. По ту сторону уже ничего не изменишь, значит, надо успевать по эту. Вот и приходит человек к пониманию, что надо бы стать хоть чуть–чуть счастливее здесь и сейчас. Финальная сцена супругов Цуриковых, приникших друг к дружке, очень трогательна при всей своей простоте и беспафосности. Потепление в их душе и есть перемена участи. Если это незначительное потепление вне глобального изменение климата принять за событие, то и «Цурикова» можно считать событием театральной жизни Новосибирска. При условии, что мы не рассчитываем на события иного порядка.
|
|
технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека |
![]() |
По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите
администратору. © 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены. |